Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №18

Адрес299009, Город Севастополь, Нахимовский  район, Вокзальная, 14

Контакты
Loading...

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в ГБОУ СОШ № 18

СОГЛАСОВАНО                                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                           

Председатель ПК ГБОУ

СОШ   №18                                                                                                 Директор ГБОУ  СОШ № 18

 _______ В.В. Осипова                                                                              ______ Н.Д. Дацюк

«__»_______ 2016г.                                                                                   «__»______ 2016г.

 

 

 

 

Положение

о психолого-медико-педагогическом консилиуме в ГБОУ СОШ № 18

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., письмом министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — это совещательный, систематически действующий орган при администрации школы. Психолого – медико - педагогический консилиум (в дальнейшем ПМПк) является структурным подразделением школы. Создается приказом директора школы на текущий учебный год. Деятельность ПМПк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого – медико – социально - педагогического сопровождения их образования, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Является элементом системы по созданию адекватных условий обучения и психолого - педагогической коррекции для детей с особенностями в развитии.

1.3. Основная цель ПМПк — выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося, группы учащихся или класса.

1.4. В состав ПМПк входят постоянные участники — заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, cоциальный педагог и дополнительно привлекаемые специалисты в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.

1.5. Общее руководство деятельностью ПМПк осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

1.6. Порядок открытия и ликвидации, условия материально-технического обеспечения, финансирование деятельности ПМПк, а также контроль за его работой определяется школой.

 

  1. Принципы деятельности ПМПк

Основополагающим в работе ПМПк являются принципы:

  • уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Coбеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;
  • максимальной педагогизации диагностики, который определяет приоритет педагогических задач ПМПк и предполагает, что смысл консилиума — в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
  • закрытости информации, предполагающий строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПк. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ПМПк.

 

  1. Задачи психолого-медико-педагогического консилиума

 

3.1. Целью работы консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного,  психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся (классов) с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей и в соответствии со специальными

образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, для получения ими качественного образования и позитивной социализации.

3.2.Задачи ПМПк:

-своевременное выявление детей школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и

Эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации;

-выявление актуальных и резервных возможностей развития обучающихся;

-анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), клинико-экспертных комиссий, отдельных специалистов, обследовавших детей;

-определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии;

-разработка индивидуальных программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности;

-консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;

-внесение в администрацию школы предложений по обеспечению доступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей;

-участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей;

-организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк, а также специалистами городской ПМПК;

-подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успеваемости

 

  1. Функции психолого-медико-педагогического консилиума

 

4.1. Диагностическая функция:

  • распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;
  • изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
  • определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.

4.2. Реабилитирующая функция:

  • защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или
  • выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;
  • выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
  • выработка рекомендаций по медицинской реабилитации учащихся;
  • семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.

4.3. Воспитательная функция:

  • разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
  • интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.

 

  1. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума

 

5.1. ПМПк создаётся в образовательном учреждении приказом директора школы.

5.2. Приём детей и подростков на консилиуме осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе педагога класса, в котором обучается ребёнок, при письменном согласии родителей.

5.3. Заседания ПМПк проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.

5.4. Заседание ПМПк может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.

5.5. Для обследования на консилиуме должны быть представлены документы:

  • педагогическое представление с описанием возникших проблем;
  • выписка из истории развития ребёнка;
  • письменные работы по русскому языку, математике, рисунки.

5.6. Заседания ПМПк оформляются протоколом.

5.7. Организация заседаний проводится в два этапа:

  • подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
  • основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
  • рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утверждённые консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребёнком.

5.8. В ситуации диагностически сложных случаев ребёнок направляется на районную ПМПк.

 

 

 

 

 

 

  1. Обязанности участников ПМПК

 

Участники

Обязанности

Руководитель (председатель) ПМПк — заместитель директора школы

-                 организует работу ПМПк;

-                 формирует состав участников для очередного заседания;

-                 формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;

-                 координирует связи ПМПк с участниками образовательного процесса;

-                 контролирует выполнение рекомендаций ПМПк

Педагог-психолог школы

-                 организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

-                 обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;

-                 формулирует выводы, гипотезы;

-                 вырабатывает предварительные рекомендации

Социальный педагог

-                 дает характеристику неблагополучным семьям;

-                 вырабатывает предварительные рекомендации

Учителя, работающие в классах

-                 дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;

-                 формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации

 Медсестра   

-                 информирует о состоянии здоровья учащегося;

 

 

7.Порядок подготовки и проведения ПМПк

 

7.1. Консилиум проводится под руководством председателя ПМПк.

7.2. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

7.3. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов, а также родителей (законных представителей) ребенка. Поводом для

внепланового консилиума является отрицательная или положительная динамика обучения или развития ребенка.

7.4. В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист консилиума проводит индивидуальное обследование ребенка, планирует время его обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.

7.5. Каждый специалист консилиума составляет заключение по данным соответствующего обследования, и разрабатывает рекомендации.

7.6. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума непозднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем, всеми членами ПМПк.

7.7. Состав ПМПк:

-председатель ПМПк;

-заместитель руководителя образовательного учреждения;

-педагоги;

-педагог-психолог;

-социальный педагог.

7.8. В случае необходимости для работы в консилиуме могут привлекаться (по договору) специалисты, не работающие в школе (психиатр, тифлопедагог, сурдопедагог, другие специалисты).

7.9. Специалистами консилиума ведется следующая документация:

-журнал записи и учета детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

-карты развития детей;

-заключения и рекомендации специалистов;

-протоколы заседания консилиума;

-аналитические материалы.

У председателя консилиума находятся нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПк; список специалистов ПМПк; расписание работы специалистов и консилиума.

7.10. Ответственность за организацию и результаты деятельности ПМПк несет директор школы

 

 

  1. Функциональные обязанности и права специалистов ПМПк

8.1.Специалисты имеют право:

-самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы

приоритетных направлений своей деятельности;

-обращаться к педагогическим работникам, администрации

школы, родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы с обучающимися;

-проводить в школе индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические);

-требовать от администрации школы создания условий,

необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

-вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам;

-обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, дефектологические учреждения, городскую ПМПК;

-обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.

8.2.Специалисты ПМПк обязаны:

-не реже одного раза в квартал вносить в индивидуальную карту развития ребенка сведения об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;

-руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами, сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;

-защищать всеми законными средствами на любом

профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей);

-рассматривать вопрос и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;

-оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу школы, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы и индивидуального подхода к ребенку;

-волевой сферой и индивидуального подхода к ребенку;

-разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

-готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на ПМПк, в городскую ПМПК.

 

 

  1. Права и обязанности родителей (законных представителей)

 

9.1.Родители (законные представители) имеют право:

-защищать законные права и интересы ребенка;

-присутствовать при обследовании ребенка;

-в случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПк родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.

9.2.Родители (законные представители) обязаны выполнять относящиеся к ним требования положения ПМПк.

 

 

 

 

  1. Ответственность специалистов ПМПк

 

10.1.Специалисты ПМПк несут ответственность за:

-адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;

-обоснованность рекомендаций;

-конфиденциальность полученных при обследовании материалов;

-соблюдение прав и свобод личности ребенка;

-ведение документации и ее сохранности

Дата публикации — 04.10.2018